Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 17


Официальный веб-сайт. Адрес: 623280, г Ревда, Свердловская область, ул Цветников, д. 49. телефон/факс: 8(34397)3-47-00 E-mail: goldkey17@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Воспитательная система

Национальный проект "Образование"

Реквизиты для заполнения расчетных документов

Защита персональных данных

Служба психолого-педагогической поддержки

Решетова И.В.,
учитель – логопед,
МБДОУ детский сад №17 СОП №1


    Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.
Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух.
Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться, строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.
Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел, как ему показывают правильную артикуляцию.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.
Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох.
Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.
Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).

консультация учителя - дефектолога

       При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причина «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
     Что же такое познавательный интерес? Это стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
       Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции- удивление, радость, успех, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.
     Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Поэтому мы, педагоги советуем вам родителям для развития памяти использовать каждую
возможность для обогащения своего ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Например, очень полезно проводить со своим ребенком прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках и по телевизору, в компьютере. Для развития интереса ребенка лучше возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь по парку. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в парке со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить или выучить строки из стихотворений о природе.
      Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему – сравнение. Благодаря сравнению ребенок глубже познает и выделяет новые качества, свойства тех предметов, что казалось ему хорошо знакомыми. Так, например, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.) Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, запечатленный в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите своему ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая своего ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний. Тем самым непринужденно развиваем у него: речь, память, внимание, мышление, воображение.
     Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Создайте в своей семье условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом, смастерите вместе с ним какие-либо модели из «лего», помогите развернуть игру. И ваш ребенок расширит знания и в пространственной ориентировке, в счете, назовет вам формы геометрических фигур, разовьет мелкую моторику руки. Предложите дочке нарисовать то, что ее интересует, поддерживайте беседы на любые темы.
     Интерес, осуществляемый в деятельности, становиться стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, помогайте довести начатое дело до конца. Например, Егор взял журнал, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе». Завязалась оживленная беседа. Сколько интересного узнал сынок, хотя это он знал и, раньше от взрослых. Но дошкольнику свойственна потребность в повторении
восприятия того, что он видел, о чем уже слышал. Все это углубляет познание окружающего мира. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: «Почему солнце светит и греет, а луна только светит? Куда птицы улетают?». Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы своего ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепят веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника- этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. Помните мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому , что он узнал».
консультация учителя – логопеда
     Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
      В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
       Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
      Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями
     Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
      В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Как развивать словарь ребенка?
    Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
- обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
- активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
     Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
     Стимулируйте развитие словаря посредством:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
- показа фильмов и последующего обсуждения;
- чтения художественных произведений;
- дидактических игр, словесно-логических упражнений.
     Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Игры и упражнения для развития словаря.
     В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
     Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д. Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
      Попросите ребенка ответить на вопросы:
1) Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
2) Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
3) Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
4) Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)
Упражнения с прилагательными.
     Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое
(зеркало, колесо)? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее) Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)
Упражнения с наречиями.
     Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
1) Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
2) Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
3) Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
     Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из
детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.
Составитель: Гутюм Н.П.,
учитель-логопед МБДОУ детский сад №17 СОП №2
     Самые высокие результаты при исправлении общих нарушений речи дает совместная работа логопеда и родителей. Взрослые являются самыми главными помощниками логопеда в домашних условиях.
     Родители к коррекционно-развивающей работе привлекаются логопедом через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях.
     Домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Специально для родителей предлагается серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе». Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.
     Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
     Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы. Родители должны учитывать особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.
     Родителям необходимо прислушиваться ко всем рекомендациям логопеда, вовремя выполнять домашние задания, и положительный результат не заставит себя долго ждать.
Составитель: Гутюм Наталья Павловна,
учитель-логопед МБДОУ д/с №17 СОП №2
     Как только родители начинают задумываться о том, как обучить своего ребенка навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать дошкольника, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбирать слова на звуки, зависит в будущем умение правильно писать.
     Звуковой анализ – это:
-определение порядка звуков в слове
- выделение отдельных звуков
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий)
     Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:
Синий – твердый согласный звук
Зеленый – мягкий согласный звук
Красный – гласный звук
     Разберем звуковой анализ на слове рак.
1 это животное называется рак. Повтори это слово.
2 Рррак- скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.
3 Рааак- скажи, как я. Какой звук ты слышишь после р? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после р.
4 Раккк (подчеркнуто артикулируется звук к) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после звука а.
5 Назови все звуки в слове рак по порядку.
6 Где находится звук а – в начале, в конце или в середине слова?
7 Какой первый звук в слове рак? А какой в этом слове последний звук?
8 Назови гласный звук в слове.
9 Назови согласный в слове.
10 Сколько всего звуков в слове рак?

Версия для слабовидящих

Оказание услуг в электронном виде

Виртуальная методическая мастерская

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Результаты независимой оценки качества оказания услуг

Переход на цифровое телевещание

Copyright © 2021 МБДОУ - детский сад № 17  Rights Reserved.