Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 17


Официальный веб-сайт. Адрес: 623280, г Ревда, Свердловская область, ул Цветников, д. 49. телефон/факс: 8(34397)3-47-00 E-mail: goldkey17@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Решетова И.В., учитель-логопед

 Умные игры для развития речи детей на вашей кухне

Очень часто мамы заняты повседневными делами, а малыш крутится рядом, не зная чем заняться, а порой просто мешается под ногами. Рекомендую играть на кухне! Ведь кухня – это не только место для приготовления пищи, но и отличная школа, где ребёнок может приобрести полезные навыки, знания. Вашему вниманию предлагаю речевые игры, которые помогут в спокойной обстановке справиться с домашними делами и одновременно провести «забавный урок».

 

Игра «Узнаём новое, вспоминаем, обобщаем».

Выкладывая из пакета овощи, попросите ребенка называть их. Если малыш испытывает затруднения, мама произносит название, а ребенок повторяет. Важно пояснять, в чем различие и сходство между похожими овощами или фруктами, принесенными из магазина. Обратите внимание сына или дочери на цвет, форму и величину, попросите внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ или фрукт. Предложите малышу самостоятельно выбрать овощи необходимые для приготовления любого блюда, продумать и назвать последующие действия (помыть, почистить, порезать и т. д.), подать нужные предметы (кастрюлю, солонку, разделочную доску и т. д.).

Таким образом, в процессе приготовления блюда, ребенок закрепляет названия посуды, овощей, фруктов, бытовой техники, узнает новые слова-действия (варить, жарить, тушить, тереть, чистить и т. д.) и слова-признаки (оранжевый, фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый и т. д.).

Игра «Прилепи»: предложите ребенку самостоятельно придумать «новые» слова, «слепив» два слова в одно: кислый и сладкий – кисло-сладкий, желтый и зеленый – желто-зеленый, сок выжимает – соковыжималка, овощи режет – овощерезка, кофе варит – кофеварка и т.д. Можно пофантазировать и придумать несуществующие слова.

Игра «Аппетитные загадки»: мама или ребёнок загадывает какой-либо предмет из любой группы (фрукт, овощ, продукт …), затем перечисляет его признаки, свойства и применение на кухне. Например, сладкая, твёрдая, оранжевого цвета, едят в сыром, вареном, жареном виде – что это? Ребёнок отгадывает, затем меняются ролями.

Игра «Вспоминай-ка» попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что пригодилось для борща и в каком порядке овощи закладывались в кастрюлю. Какие действия выполняла мама, а какие малыш; что делали сначала, а что потом.

Игра «Какой-какая-какое?» попросите сына или дочь вспомнить другие, известные названия овощей и фруктов, их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: « Морковь, какая?» - вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и т.д. Вспомните (разучите) стихотворение или песенку, в которых встречаются названия овощей (фруктов).

Поиграйте в игру «Четвертый лишний»: перечислите названия разных продуктов, которые образуют группу, и не забудьте включить в список что-то лишнее. Например, яблоко, груша, апельсин, сыр – что лишнее? Дети быстро поймут суть игры.

Упражнение «Сложное предложение» В процессе приготовления на кухне просите ребенка рассказывать о том, что делает мама, что он. Две фразы соединяя в одну с помощью союза – а -: «Мама чистит лук, а я мою морковку» и т.д.

Игра «Где, куда?»: задайте ребёнку вопросы на правильное употребление предлогов: где лежали овощи, откуда я достала фрукты, откуда ты достал лук, куда я положила крупу, где находится посуда? Для выполнения этого задания можно использовать любимую игрушку ребёнка, или сказочного персонажа, которому он будет рассказывать.

Игра «Подбери слово»: попросите ребенка вспомнить только те овощи фрукты, посуду), в названии которых встречается, например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Или: мама называет овощи и фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах.

Игра «Вспоминайки» позволит научить детей составлять рассказ, опираясь на проделанные действия. Попросите ребёнка подробно рассказать о проделанной работе папе, бабушке, сестре или брату.

Игра «Сортировщики». Вы заняты приготовлением ужина, а малыш крутится возле Вас. Предложите ему отделить горох от фасоли. Тем самым он и потренирует свои пальчики.

Игра «Художники». Предложите ребёнку выложить узор или контур предмета с помощью фасоли, гороха, риса. Для фона возьмите не скользкий материал – деревянную досточку или лист цветного картона.

Игра «Посчитай-ка». На овощах, фруктах, посуде можно легко закреплять количественный счет и порядковый счёт. Мама говорит: один лимон. Ребёнок продолжает: два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.

Игра «Сравни»: дальше – ближе, больше - меньше, справа - слева, тяжелее – легче; сравнивать группы предметов.

Сначала подбирайте задания, с которыми дети справятся самостоятельно или с небольшой подсказкой. Похвала мамы поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и сделают взаимодействие с ребенком более эффективным, желанным и радостным.

Версия для слабовидящих

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Результаты независимой оценки качества оказания услуг

Переход на цифровое телевещание

85-летие со дня образования Свердловской области

Copyright © 2019 МБДОУ - детский сад № 17  Rights Reserved.