Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 17


Официальный веб-сайт. Адрес: 623280, г Ревда, Свердловская область, ул Цветников, д. 49. телефон/факс: 8(34397)3-47-00 E-mail: goldkey17@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Воспитательная система

Национальный проект "Образование"

Реквизиты для заполнения расчетных документов

Защита персональных данных

Служба психолого-педагогической поддержки

Игровой родительский стенд

консультация учителя - логопеда
   Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать. На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму. Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.
   Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка. Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.
   НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ? По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить  объем.
   Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников. Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна. Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает. Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память. Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.
   ЭТАПЫ ПЕРЕСКАЗА Для того, чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.
1 Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории. Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку. Если ребенок умеет читать, попросите его прочитать вслух. Но следует помнить, что так он быстрее устанет от занятия. В зависимости от размера произведения и возраста ребенка вы можете читать по блокам или историю целиком.
2 Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
3 Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений
4 Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
5 Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа.
   Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.
   СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ В ПОМОЩЬ Для того, чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.
   «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
   «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит. «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде, чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.
   Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом. Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли. Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.
консультация учителя – дефектолога
Якимовская Анна Сергеевна

   Как часто сегодня можно услышать от учителей, что у ребенка не хватает внимания для выполнения заданий! А ведь это напрямую сказывается на успеваемости. Нелепые ошибки из-за невнимательности приводят к низким оценкам, особенно за письменные работы. Между тем эту проблему можно решить еще до школы – научить ребенка внимательности вполне реально.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
   Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг. Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом. До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны. Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам. От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника. Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ
   Как научить ребенка внимательности? Конечно – поиграть с ним. Игра – самый лучший способ обучения дошкольников. Она одновременно доставляет им удовольствие и приносит пользу. В разном возрасте игры отличаются степенью сложности – соответственно уровню развития ребенка. Вот несколько примеров.
Повтори. Играть можно с детками 1–3 лет. Взрослый располагает некие предметы в определенном порядке (выкладывает узор из мозаики, строит башню из кубиков, собирает в хаотичном порядке пирамидку). Малыш должен воссоздать образец. Усложните: дайте ребенку запомнить расположение предметов, а затем накройте их. Пусть собирает по памяти. Другой вариант – образец выкладывает ребенок, а родитель повторяет (периодически «ошибаясь», чтобы у малыша была необходимость следить за процессом и исправлять неточности). Вариант с развитием слухового внимания – повторить ритм, который отбивают родители.
Перемены. Эта игра подходит для детей от 1 до 7 лет, только для каждого возраста берут свое количество предметов (от 3 до 8). Предметы расставляют перед ребенком, дают ему возможность запомнить их количество и порядок расположения. Затем юный игрок отворачивается, взрослый меняет предметы местами, убирает или добавляет новые. Малышу нужно повернуться и определить, что изменилось. Вариант – что изменилось в облике мамы (надела брошь, сняла очки, распустила волосы). Помеха. Подходит для детишек 3–5 лет. В зависимости от способностей ребенка он может считать вслух, делать простые вычисления, рассказывать стихотворение. Задача взрослого – отвлекать его разными способами, задача малыша – не сбиться. Вариант: ребенок повторяет вслух одно слово (например, «вилка»), а мама другое («звезда»). Кто собьется первый? Сыщик. Играть можно с 3 до 7 лет, подбирая уровень сложности. Задача ребенка – найти в комнате предмет, который описывает взрослый, называя более общие, а затем – более конкретные признаки.
Лишнее слово . Игра для детей 5 – 7 лет. Взрослый называет цепочку слов и просит ребенка найти лишнее и объяснить, по какому признаку он его выделил (одушевленность, род, назначение предмета, цвет, форма, количество букв, слогов и т. д.).
   Игры можно упрощать или усложнять в зависимости от того, насколько ребенок справляется с поставленной задачей. Если ему
достаточно легко – добавьте предметов, усложняйте вопросы, наращивайте количество действий. Если сложно – уменьшайте. Важно, чтобы задача была посильной, иначе малыш не захочет ее решать, – но и не слишком простой, иначе ему быстро наскучит.
   Итак, чтобы сделать своего ребенка внимательным, не обязательно усаживать его за скучную писанину или засекать 40 минут при
выполнении каких-либо действий. Играя, можно добиться этого намного быстрее, проще и веселее.
Педагог-психолог Л.В. Настина
   Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России.
  В настоящее время все большее количество детей раннего возраста охвачено дошкольным образованием, но есть дети, которые начинают посещать дошкольную образовательную организацию с 3 лет. В связи с этим раннее выявление отклонений в развитии – это прерогатива родителей и врачей, наблюдающих ребенка. Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития маленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.
   Помощь детям, имеющим нарушения развития, это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское мероприятие), но широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений, изменений, вызванных, других неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания); во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате действия биологических факторов (например, малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).
   Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития.
   Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.
   Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за  ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога. психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.
   При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня, какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего — медицинский. Ведь любой медицинский диагноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект — психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог. И наконец, помощь в разрешении проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.
Чем раньше специалисты начнут работу по коррекции имеющихся от отклонений в развитии, тем выше будет результат!
Якимовская А.С.
учитель - логопед
   В зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка недостаточно четко сложился образ буквы в ее печатно или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква. Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат. И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.
   Чаще с проблемой зеркального написания сталкиваются детки с доминирующей левой рукой. Для этих деток наиболее важно до обучения письму и чтению. Научится точно и уверенно ориентироваться в пространстве, понимать понятия «право/лево» и безошибочно знать схему своего тела.
ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ.
    Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями. Во-первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки. Во время игры с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати, на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука». 
    Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буквы. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буквам. А буква «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется». А буква «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буквам, и хочет обниматься!». А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки. Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку. На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию. Буквы можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, выкладывать из разнообразных мелких предметов (круп, макарон, бусинок, пуговок).
КОГДА ПОРА ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ
     Тем деткам, которые с проблемой зеркального или перевернутого написания букв и цифр столкнулись уже на этапе автоматизации почерка (в возрасте 7-8-9 лет), необходима более продуманная программа коррекции. И зачастую в этом случае без помощи квалифицированного специалиста, логопеда или нейропсихолога, не обойтись. Чем поможет специалист? В первую очередь он проведет диагностику и выявит механизм нарушения. От результатов диагностики уже будет зависеть, какие упражнения необходимо рекомендовать конкретно вашему ребенку для устранения трудностей в освоении письменной речи.
     Несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку самостоятельно. 
    «Право-лево». В старшем дошкольном возрасте помогайте ребенку ориентироваться в пространстве. Учите дошкольника определять правую и
левую руку, ухо, глаз. Постепенно переносите знания пространственного ориентирования на окружающую обстановку. Тренируйте навыки ребенка
поминать расположение предметов относительно тела ребенка, а также относительно других предметов.
    «Перевертыши». Расположитесь за столом напротив ребенка. Возьмите по одному чистому листочку. Суть игры в том, что вы рисуете простые фигурки, а ребенок должен нарисовать их, перевернув в соответствующей ориентации. То есть мысленно ребенок переворачивает ваш рисунок и размещает его на своем листе так, как он расположен на вашем листе.
   «Геометрические перевертыши. Для разнообразия предыдущее задание можно выполнять с использованием заранее вырезанных цветных геометрических фигур. Вы выкладываете из разноцветных фигур несложный орнамент, а задача ребенка повторить его.
  «Вратарь». Для тренировки навыков пространственного ориентирования отлично подходит мяч. Первый вариант игры: взрослый бросает мяч и заранее предупреждает ребенка, в какую сторону (лево/право) полетит мяч. Ребенок должен сориентироваться и заранее повернуться в нужную сторону.
   «Броски в цель». Для этого упражнения потребуется 2 мяча, две цели, в которые нужно будет попадать. Целями могут служить пластиковые тазики, контейнеры, или даже просто листы бумаги. Ребенок располагается напротив взрослого, а взрослый встает между целями. Взрослый поднимает вверх руки сначала правую и потом левую, или наоборот, в той последовательности, в которой нужно будет попасть в правую и левую цель. Ребенок запоминает эту последовательность и бросает по очереди оба мяча. Игра проводится без применения речевой инструкции.
     Заметить предпосылки к тем или иным трудностям при овладении письменной речью у ребенка можно еще в дошкольном возрасте. Чем раньше родители обратят внимание на ошибки ребенка и помогут ему, тем легче и быстрее можно будет решить проблему.

Версия для слабовидящих

Оказание услуг в электронном виде

Виртуальная методическая мастерская

Акция "Бессмертный полк онлайн"

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Результаты независимой оценки качества оказания услуг

Переход на цифровое телевещание

Copyright © 2021 МБДОУ - детский сад № 17  Rights Reserved.