Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 17


Официальный веб-сайт. Адрес: 623280, г Ревда, Свердловская область, ул Цветников, д. 49. телефон/факс: 8(34397)3-47-00 E-mail: goldkey17@yandex.ru

Get Adobe Flash player

Воспитательная система

Национальный проект "Образование"

Реквизиты для заполнения расчетных документов

Защита персональных данных

Служба психолого-педагогической поддержки

Составитель: учитель-логопед
МБДОУ д\с №17 СОП №2
Гутюм Н.П.
   Уважаемые родители, помните, что сформированные в течение года речевые навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи и чистоговорки) после прекращения учебных занятий могут, как укрепиться, так и потеряться. В свободное время поработайте по домашней тетради – в ней есть весь речевой материал, который нужно использовать для закрепления звуков в речи. Можно приобрести готовые логопедические тетради и закреплять звукопроизношение (и не только, а также лексику и грамматику) с помощью подобранного дидактического материала.
        Можно воспользоваться следующей литературой:
1.Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки Р, РЬ (Л,ЛЬ и т.д.)
2 Азова Е.А., Чернова О.О. домашняя тетрадь логопедическая. Учим звуки Р, РЬ (Л,ЛЬ и т.д.)
3 Созонова Н., Куцина Е. Рабочая тетрадь. Развиваем технику чтения.
4 Гаврина С.Е. Тренажер логопедический
5 Жукова Н.С. Уроки логопеда
        Также для автоматизации звуков в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребенком и устройте соревнование, кто
лучше и быстрее произнесет скороговорку.
    Читайте вместе с ребенком книги. Пусть это занятие войдет у него в привычку. Просите ребенка не только слушать рассказы, но и пересказывать их. Интересуйтесь у ребенка, что он думает о героях, об их поступках. Какой он бы хотел, чтобы был конец у рассказа. Так у ребенка будет постоянно развиваться связная речь, и обогащаться словарный запас.
    Чаще говорите с ребенком. Следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов. Часто дети копируют речь родителей, их манеру общения.
     Хочется напомнить родителям, что ребенка не следует заставлять заниматься. Лучше заинтересовать ребенка предстоящей работой. Необходимо правильно выбрать время для занятий. Важно, чтобы ребенок был спокойным и отдохнувшим. Учитывая то, что это будущий школьник, ему необходимо предоставлять как можно большую самостоятельность при выполнении заданий. Предлагайте свою помощь только тогда, когда ребенок  действительно в ней нуждается. Пусть пробует и ошибается, тем ценнее будет для него конечный результат.
Желаем успехов!
Решетова И.В.,
учитель – логопед
МБДОУ детский сад №17 СОП №1
    Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с учителем - логопедом, можно проводить речевые подвижные игры на улице. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом развитии.
1 Игры для развития воздушной струи
-  «Подуй на лодочку». Цель: формирование правильного речевого выдоха.  Дети дуют на лодочки в тазике с водой. Лодка должна доплыть до противоположного берега.
«Шоу мыльных пузырей». Цель: формирование правильного речевого выдоха. Дети пускают мыльные пузыри.
2 Игры для развития фонематического восприятия
- «Угадай, чей голос» Цель: определить товарища по голосу, развитие координации движений. Дети встают в круг, водящий стоит в середине. Детки идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились,
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал, узнай!
Педагог молча показывает на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен узнать его по голосу.
- «Назови звуки друг за другом». Цель: научиться определять последовательность звуков в слове. Педагог бросая мяч, называет слово, а ребенок, называет звуки в слове и возвращает мяч. Если играющий правильно называет, он делает шаг вперед, если нет, то остается на месте.
Эту же игру можно провести с другими заданиями:
-  «Звук в начале, в середине и в конце». Цель: учиться подбирать слова с заданной позицией звука.
«Доскажи словечко». Взрослый начинает слово, называя первый слог, ребенок договаривает словечко.
«Подбери слова на каждый звук». Цель: учиться подбирать слова на заданный звук, развитие общей моторики, учиться ловить мяч, развивать реакцию, внимание.
     Дошкольники разбиваются по парам. Педагог каждой паре называет звук, дети отбивают мяч о землю и называют слово, начинающееся на заданный звук.
- «Отгадай слово». Цель: учиться подбирать слова по заданным буквам. Для этой игры нужен мел. Пишется первая и последняя буква слова, вместо букв, стоящих посередине, ставятся точки. Если слово дети не могут отгадать, добавляется вторая буква и т.д. Даем простые по слоговому составу слова.
3 Игры, развивающие лексико-грамматические категории
Варианты игр с мячом:
«Из чего - какой?»
Из металла – металлический, из картона - картонный и т.д.
«Чей? Чья? Чьё?»
Хвост медведя - медвежий, уши у собаки - …, морда у коровы -…., туловище у
змеи - ... и т.д.
«Назови одним словом»
Тарелка, ложка, чашка – и т.д. (по разным лексическим темам)
«Я знаю 5 видов …. деревьев и т.д.»
«Что лишнее?»
Собака, корова, петух, овца – (петух)
«Скажи наоборот» (чистый — грязный, мелкий - глубокий и т.д.)
«Скажи по другому» (грязный — чумазый, испачканный, пыльный и т.д.)
4 Игры для развития связной речи
«Угадай, что опишу». Цель: пополнение лексики, учиться описывать предмет. Ребенок перечисляет признаки предмета, а дети отгадывают его.
Большая, рогатая, добрая, дает молоко, мычит — (корова).
Серый, зимой белый, трусливый, длинноухий — (заяц).
Решетова И.В.,
учитель – логопед
МБДОУ детский сад №17 СОП №1
    Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
    У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.
       Родителям следует обратить внимание на следующее:
1 Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2 Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3 Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4 Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5 Состояние словарного запаса В словарном запасе ребенка должно быть около 200 слов, причем среди них представлены все части речи.
6 Состояние связной речи Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
      Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
    Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
       Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
    Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
      Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
      Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
      Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
      Если ребенок читает:
- Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
- Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
- Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте
стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
консультация учителя - дефектолога
     Внимательная мама уделяет немало времени обучению своего малыша. Развитие логики не требует больших усилий – достаточно 20 минут ежедневных занятий. Логическое мышление – физиологический процесс, в результате которого человек приходит к умозаключениям, основываясь на доказательности и рассудительности.
     Существует три вида логических суждений. Абстрактное суждение. Человек строит домыслы на понятиях и свойствах, которые нельзя ощутить. Они недействительны, находятся в абстракции. Образное суждение. Человек подключает воображение и представляет себе конкретные образы, которые встречаются в жизни. Словесное суждение. Люди часто делятся своим мнением с окружающим. В ходе разговора происходит мыслительный анализ, наталкивающий на конкретные выводы. Логическое мышление начинает развиваться в раннем возрасте. О стадиях формирования мышления в процессе роста ребенка и пойдет речь далее.
   Этапы формирования человеческого мышления давно не представляют тайны для современной науки. По мере роста у малыша происходят изменения в нервной системе, совершенствуются речь и сознание. Для гармоничного развития необходима помощь родителей. Начинать проводить обучающие игры с крохой нужно со второго года жизни. При этом важно учитывать возрастные особенности и степень готовности малыша к решению логических задач.
     К особенностям мыслительной деятельности дошкольников относят:
 сравнение предметов по их качественным и количественным характеристикам;
 преобладающее зрительное восприятие объектов;
 способность соотносить свойства и признаки предметов;
 наличие общего представления о распространенных словах.
     2 — 3 года. У детей развивается наглядно-действенное мышление. Малыш способен зрительно воспринимать происходящее. Этот период подходит для первых занятий по обучению логическому мышлению. Ребенок действует спонтанно, необдуманно, учится на своих ошибках. Например, чтобы открыть дверь, он будет долго ее исследовать, стучать по ней. Дверь может открыться лишь случайным образом. В два года ребенок пытается освоить процесс сравнения, который строится на противопоставлении. Основные категории сравнения – цвет, размер, температурные особенности, форма, возраст. Подходящие по возрасту задания: группировка предметов по свойству (большой – маленький), рисование реального предмета (к примеру, домика).
    3 — 4 года. В приоритете образное мышление. Ребенок начинает продумывать свои действия. Чтобы открыть дверь, он вспоминает виды дверей и способы открывания. Он попытается найти дверную ручку. Карапуз познает обобщение, разделяя предметы на группы. Подходящие по возрасту задания: найти предмет по описанию, угадать профессию или животное.
      5 -7 лет. Логическое мышление превалирует. Любознательность малышей достигает своего пика. Это время бесконечных вопросов к взрослым и жажды новых знаний. Вопросы бывают трех типов: просьба о помощи; познание мира; эмоциональная поддержка. Ребенок уже способен нарисовать предмет и описать его. В отличие от предыдущего уровня, он может выделить нужные ему в данном случае характеристики объекта. Логическое мышление проявляется в возможности делать выводы и рассуждать. Малыш пытается уловить взаимосвязь между разными предметами. Он активно пополняет копилку собственного опыта. К 5 годам появляется расширенная классификация: ребенок способен ответить на вопросы «что это?» и «какой?». Параметр классификации выбирается случайным образом. Подходящие по возрасту задания: ответить на вопрос об окружающем мире, описать предмет по образцу, описать свой день.
     Началом к обучению логическому мышлению карапуза послужат лепка и рисование. Немаловажную роль играет общение с ребенком вне классического занятия: дома или во время прогулки. Порой мы не замечаем сами, как часто объясняем действия окружающих, природные явления, описываем предметы и их назначение. Такие импровизированные уроки служат базисом развития логики у детей. В возрасте 3-4 лет уделите внимание настольным играм. К подбору упражнений подойдите обстоятельно. Основные принципы развития логики в этом возрасте –разнообразие, смысловая наполненность и игровая форма деятельности.
     Наибольшую популярность среди детей завоевали следующие задания:
 Задания на соотнесение картинок одного рода. Например, «Найди пару».
 Составление слова из группы букв. Например, «Звездный час».
 Игра «Найди три отличия». Найти лишний предмет, отличающийся от других по свойствам. Например, «Третий лишний».
 Разрезать известную малышу геометрическую фигуру на крупные фрагменты и попросить собрать этот пазл.
 Игра «Отгадай загадку».
 Игра «Съедобное-несъедобное». 
     Для детей возраста 5-7 лет занятным покажется решение логических задач для дошкольников. Вот несколько примеров заданий с ответами:
 Собаке привязали колокольчик к хвосту. Как ей нужно двигаться, чтобы не слышать его звона? (Никак).
 Шарику надели ошейник и нацепили поводок длиной 10 метров, но Шарик прошел в нем 200 метров. Как ему это удалось? (Он шел вместе с хозяином).
 Маша и Лиза захотели порисовать. Одна из них рисовала карандашом, другая – мелками. Маша рисовать мелками не захотела. Чем рисовала Лиза? (Мелками).
 Двое мальчиков ели яблоки. Вите попалось неспелое и желтое, Коле – желтое и сладкое. Что общего было между яблоками ребят? (Желтый цвет).
 Лошадка, коровка и козочка жили в трех разных домиках. Лошадка жила не в синем и не в красном. Козочка жила не в синем и не в зеленом. В
домиках каких цветов жили зверята? (Лошадка жила в зеленом, козочка жила в красном, коровка жила в синем).
 Настя, Таня и Оля – подружки. Настя выше Тани, Таня выше Оли. Кто из подруг самый высокий? Кто из подруг самый низкий? (Настя выше всех, Оля ниже всех).
 На столе лежит груша. Ее разрезали на 4 части. Сколько груш теперь лежит на столе? (Одна).
 На полянке в лесу росли 2 елки. У каждой елки по 3 ветки. На каждой ветке по 1 мандарину. Сколько мандаринов росло на елках? (На елках
мандарины не растут).
 Папу Егора зовут Николай Анатольевич, а дедушку – Александр Николаевич. Какое отчество у мамы Егора. (Александровна).
    Решение нестандартных задачек на логику в старшем дошкольном возрасте – легкий способ развития логического мышления. Систематические
занятия станут хорошим подспорьем в подготовке к освоению школьной программы. Со временем вы повысите сложность игровых упражнений, чем немало подогреете интерес к их выполнению.
консультация учителя - логопеда
    Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок в письме. 
     Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками: замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д; неправильное окончание слов; слитное написание предлогов; отсутствие отступов; «зеркальное» письмо; неразборчивый почерк и ряд других. Например, слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение». Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются. Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами. Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят   написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство. Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника.
  Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
- дети с логопедическими проблемами;
- дети с СДВГ;
- дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
    В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:
- в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
- он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
- его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
- не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
- ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
- путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
    Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:
- чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
- чтение книг;
- пересказ прочитанного;
- заучивание стихов и песен; ритмичные танцы.
   Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии с дислексией рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания:
- Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…
- Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат). Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-
ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет3: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
- Выучи скороговорку. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
- Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его.
- Упражнения со свечкой. Нужно рассказать стишок так, чтобы пламя свечи не колыхалось, а затем задуть ее с первого раза.
- Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.
- Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).
- Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.
- Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.
Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.
- Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-
роза.
- Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-весело-веселый.
    Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:
 рисование;
 лепка объемных фигур из пластилина и теста;
 аппликации;
 складывание пазлов;
 игры с конструктором;
 игры с мозаикой;
 подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.
   Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант.
 Найди и обведи. Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву. Например, А. В раннем возрасте вместо текста можно использовать картинки.
 Повторяй за мной. Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.
 Клад. Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо. Что здесь спрятано? Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.
 Выложи из спичек. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.
 Дорисуй. Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть. Дисграфия становится настоящей проблемой в школе: ребенку- дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести коррекцию. А еще лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

Версия для слабовидящих

Оказание услуг в электронном виде

Виртуальная методическая мастерская

Акция "Бессмертный полк онлайн"

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Результаты независимой оценки качества оказания услуг

Переход на цифровое телевещание

Copyright © 2021 МБДОУ - детский сад № 17  Rights Reserved.